Феномен колониального посредничества в дискурсе биографий элит Казахской степи второй половины ХIХ – начале ХХ вв.

Научная статья

Авторы

Ключевые слова:

посредничество, колонизация, знать, дискурс, биографии, идентичность, интеллигенция, империя, Азия, «инородцы»

Аннотация

Предметом исследования автора является репрезентация в дискурсе биографий казахской титулованной знати представлений российской интеллигенции об интеграции коренного населения Центральной Азии в систему социальной коммуникации на окраинах империи. Имперская власть делегировала своим экспертам – общественным деятелям, чиновникам, учёным право патерналистской опеки над новыми подданными с целью формирования сообщества колониальных посредников и выполнения задач империостроительства в ситуации этнокультурного разнообразия, характерного для периферийных регионов. Цель исследования заключается в раскрытии содержания дискурса личных биографий представителей казахской степной аристократии, конструируемых в воспоминаниях имперских экспертов и фиксировавших включённость этих фигур в процесс колониального посредничества в центрально-азиатских регионов во второй половине ХIХ – начале ХХ вв. Дискурс биографий Ч.Ч. Валиханова, И.А. Алтынсарина, Г.Б. Валиханова в воспоминаниях российских интеллектуалов, осваиваемый методами метакритики и деконструкции текстов, дал возможность переместить исследовательскую «оптику» от тривиального восприятия акторов казахского общественного движения как инородцев на службе Российской империи к рецепции их сложной, часто дуальной идентичности, что проявлялось с одной стороны в принятии поведенческих конвенций русского социума, с другой – в сохранении и последующем укреплении этнокультурных признаков собственного народа. В ходе исследования дискурса биографий было установлено, что феномен колониального посредничества определялся спецификой интеграции титулованной знати в административную, образовательную и общественную структуры России в центрально-азиатском регионе. Данный процесс осуществлялся в соответствии с европоцентристскими представлениями образованных кругов Российской империи, которые отливались в понимание азиатской периферии как «собственного Востока России», а коренного населения, как «своих инородцев» по отношению к которым должна реализовываться модель интеллектуальной и моральной опеки. Культуртрегерство средствами русского образования и воспитания влекло за собой внешний эффект и создавало ситуацию квазикомфорта для выдающихся лидеров степной аристократии. Как вынуждены были признать сами биографы в своих воспоминаниях, в рамках линии личной и общественно-политической биографии выдающихся казахов наблюдалась отчётливая тенденция к усилению национально-культурной компоненты идентичности, что находило выражение в пересмотре сложившихся в результате русского влияния установок и жизненных ценностей

Биографии авторов

  • Ж. Абсатарова, Карагандинский университет имени Е.А. Букетова

    старший преподаватель кафедры истории Казахстана и Ассамблеи народа Казахстана

  • Ж. Мажитова, НАО Медицинский университет Астана

    доктор исторических наук, профессор 

  • Ж. Омурова , Кыргызский Национальный университет им. Ж. Баласагына

    доктор исторических наук, профессор

Опубликован

2025-03-31

Выпуск

Раздел

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Как цитировать

Абсатарова, Ж., et al. “Феномен колониального посредничества в дискурсе биографий элит Казахской степи второй половины ХIХ – начале ХХ вв.: Научная статья”. Journal of the National Congress of Historians, vol. 1, no. 1, Mar. 2025, https://kazhistorians.kz/index.php/home/article/view/2.