Феномен колониального посредничества в дискурсе биографий элит Казахской степи второй половины ХIХ – начале ХХ вв.
Научная статья
Ключевые слова:
посредничество, колонизация, знать, дискурс, биографии, идентичность, интеллигенция, империя, Азия, «инородцы»Аннотация
Предметом исследования автора является репрезентация в дискурсе биографий казахской титулованной знати представлений российской интеллигенции об интеграции коренного населения Центральной Азии в систему социальной коммуникации на окраинах империи. Имперская власть делегировала своим экспертам – общественным деятелям, чиновникам, учёным право патерналистской опеки над новыми подданными с целью формирования сообщества колониальных посредников и выполнения задач империостроительства в ситуации этнокультурного разнообразия, характерного для периферийных регионов. Цель исследования заключается в раскрытии содержания дискурса личных биографий представителей казахской степной аристократии, конструируемых в воспоминаниях имперских экспертов и фиксировавших включённость этих фигур в процесс колониального посредничества в центрально-азиатских регионов во второй половине ХIХ – начале ХХ вв. Дискурс биографий Ч.Ч. Валиханова, И.А. Алтынсарина, Г.Б. Валиханова в воспоминаниях российских интеллектуалов, осваиваемый методами метакритики и деконструкции текстов, дал возможность переместить исследовательскую «оптику» от тривиального восприятия акторов казахского общественного движения как инородцев на службе Российской империи к рецепции их сложной, часто дуальной идентичности, что проявлялось с одной стороны в принятии поведенческих конвенций русского социума, с другой – в сохранении и последующем укреплении этнокультурных признаков собственного народа. В ходе исследования дискурса биографий было установлено, что феномен колониального посредничества определялся спецификой интеграции титулованной знати в административную, образовательную и общественную структуры России в центрально-азиатском регионе. Данный процесс осуществлялся в соответствии с европоцентристскими представлениями образованных кругов Российской империи, которые отливались в понимание азиатской периферии как «собственного Востока России», а коренного населения, как «своих инородцев» по отношению к которым должна реализовываться модель интеллектуальной и моральной опеки. Культуртрегерство средствами русского образования и воспитания влекло за собой внешний эффект и создавало ситуацию квазикомфорта для выдающихся лидеров степной аристократии. Как вынуждены были признать сами биографы в своих воспоминаниях, в рамках линии личной и общественно-политической биографии выдающихся казахов наблюдалась отчётливая тенденция к усилению национально-культурной компоненты идентичности, что находило выражение в пересмотре сложившихся в результате русского влияния установок и жизненных ценностей

Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Ж. Абсаттарова, Ж. Мажитова, Ж. Омурова

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.