Исторический облик эмира Едиге в русской тюркоязычной и казахской историографии
Научная статья
Ключевые слова:
Амир Темир, Золотая Орда, Ногайская Орда, Токтамыс, историография, эпос, Эмир ЕдигеАннотация
В статье повествуется о том, как изучалась и оценивалась роль правителя Золотой Орды (Улуг Улуса) в 1396–1419 гг., верховного бия (беклербека) Ногайской Орды – амира Едиге в советско–российской, тюркской и казахской историографии. Поскольку улусы, находившиеся под властью амира Едиге, соседствовали с русским государством и имели тесные взаимосвязи с ним, в русских письменных источниках сохранились богатые сведения об Едиге. Русские источники сообщают, что легенды об Едиге были записаны от казахов Г.И.Спасским, от ногайцев – А.Ходьзко. Известные Российские историки Б.Греков и А.Якубовский характеризуют Едиге как отрицательного персонажа. Как известно, Русское государство 240 лет существовало под властью Золотой Орды, поэтому российские историки охарактеризовали одного из правителей этого улуса амира Едиге жестоким, безжалостным тираном за его неоднократные набеги на русские земли из–за неуплаты податей. Тем не менее, ряд исследователей, такие, как М. Сапаргалиев, В. Трепавлов и Р. Почекаев, дают объективную оценку личности амира Едиге. В.Трепавлов пишет, что Едиге был основателем берущего начало от Золотой Орды Ногайского улуса, в исторической хронике встречается под титулом «темника», «амира», «беклербека», а образованное государство в 90–е годы XIV века обосновалось в Западном Казахстане – в междуречье Жайыка и Эмбы, которое со временем увеличило свои владения. Ш.Уалиханов, А.Маргулан, а также ученые Б.Аяган и М.Алпысбес придерживаются мнения, что Едиге был рожден в городище Кумкент, расположенного на склоне горы Каратау, а ногайцы в какое–то время могли кочевать аж до Киргизии. «Исторические поэмы, сохранившиеся в народной памяти, играют важную роль в определении образа Едиге». Первым, давшим научный анализ историческим основам общего для всего тюркского мира эпоса в ХІХ веке, был Шокан Уалиханов. Он полагал, что «Джир Идыге» по событиям относится к концу XIV века, должен быть составлен в начале XV века. Его гипотеза подтверждается многими старинными словамии и оборотами, которых теперь нет в языке». Эпос «Едиге» сохранился в памяти тюркских народов – казахи, каракалпаки, ногаи, татары, башкурты, узбеки, туркмены с XIV–XV веков широко применяли его в своей культуре. Однако в Советском Союзе с 1944 года эпосы об Едиге и его потомках стали восприниматься как восхваление прошлого, попытка обелить монголо–татарское нашествие и были сняты с книжных полок. С распадом СССР и после обретения многими тюркскими народами своей независимости эпос «Едиге» начал заново издаваться и исследоваться. Как отмечают исследователи эпоса, на сегодняшний день существует около 50 вариантов эпоса «Едиге». Но, по мнению ученых, в сохранившихся вариантах эпоса относительно источников и мнений касательно личности Едиге имеется множество разногласий. Тем не менее Едиге большую часть своей сознательной жизни боролся за власть и укрепление Золотой и Ногайской Орд. Авторское заключение подчеркивает особенности его личности: Во–первых, личность Едиге сохранилась в исторической памяти большинства тюркских народов, как не забыто его стремление объединить все тюркские народы. Спустя 1,5 тысячи лет его имя восстановлено вновь и получило свое место в истории в качестве правителя могущественной империи тюрков в средневековой Евразии. Во–вторых, жизненный путь и искусство управления государством амира Едиге характеризуют его как харизматичного, ловкого, волевого политика, полководца и искусного дипломата. В–третьих, Едиге как правитель ногайско–кипчаских улусов отстаивал их интересы, поэтому в исторической памяти казахского народа он сохранился и по сей день почитается как «Ел қамын жеген ер Едіге», что в переводе означает «думающий о народе». В–четвертых, то, что основу казахского народа, казахского государства составляют кипчакские роды и племена, которые издревле являлись близкими к ногаям, с которыми имели общие корни, родственные языки, единую веру, менталитет, схожие традиции, культуры, тип ведения хозяйства – сегодня признанный в исторической науке факт. Поэтому справедливо будет считать амира Едиге как сына ногайского народа и общей для казахов и ногаев исторической личностью, одного из правителей Золотой Орды, который посвятил жизнь для сохранения и укрепления страны, деятелем, заслужившим особое место в казахской истории.
Скачивания
Библиографические ссылки
Alpysbes M., Aleushinov F. Edıge bidıñ Ūlyq Ūlys (Altyn Orda) tarihyndağy orny. «Edu.e–history.kz» elektrondyk gylymi zhurnaly. 2023. Vol.10, no.3, pp.464–478. DOI:51943/2710–3994_10_3_464–478. (in Kazakh)
Altyn Ordanyñ qūryluynan qūlauyna deiın. Maqalalar. Qadımşe arab ärpımen tatar tılınde şyqqan «Şora» jurnalynan audaryp, qūrastyrğan Nūrqasym Qazybek. Almaty: Rauan. 1998. 128 р. (in Kazakh)
Asanuly Zh. «Edıge» eposy: epikalyq şyndyq pen tarihi şyndyq. The newspaper "Aktobe". 2013. 7 nauryz. (in Kazakh)
Ayagan B. Ūlyq Ūlys – Altyn Orda memleketı tarihy. Därıster jinağy. Almaty: ZHSHS «Litera–M». 2020. 216 р. (in Kazakh)
Abuev K. Jeke tūlğa: köşbasşy fenomenı. Täuelsız Qazaqstan memlekettıgı: qalyptasuy men damu kökjiegı. QR Täuelsızdıgınıñ 20 jyldyğyna arnalğan Qazaqstan tarihşylary 1 Kongresı materialdarynyñ jinağy. 2011 jyl 16 qyrküiekAstana. 2011. 301 р. (in Kazakh)
Babalar sözı. Jüz tomdyq. 39–tom. Batyrlar jyry. Astana: «Foliant». 2006. 448 р. (in Kazakh)
Valikhanov Ch. Sobranie sochinenii. V 5–ti tomakh. Tom 5. Alma-Ata: The main editorial office of the Kazakh Soviet encyclopedia. 1985. (in Russian)
Valikhanov Ch. Tañdamaly. 2–bas. Almaty: Writer. 1985. 560 р. (in Kazakh)
Giniyatullina R. Nasledie tatar Zolotoj Ordy: nauchnye meropriyatiya. Zolotoordinskoe obozrenie. 2023, No.11(3), рр.714-718. DOI: 10.22378/2313–6197. 2023–11–3. (in Russian)
Grekov B., YAkubovskij A. Zolotaya Orda i ee padenie. Moscow–Leningrad: Publishing House of the USSR Academy of Sciences. 1950. 475 р. (in Russian)
Grinin L. Lichnost' v istorii: sovremennye podhody. Istoriya i sovremennost'. 2011. No.1, рр.3-40. (in Russian)
Isanbet N. 100th anniversary of the Tatar folk epic «Idegey». Sovet edebiyaty = Soviet literature. 1940. No.11, pp.39-92; No.12, pp.34-98. (In Tatar)
Kadyrgali ZHalajyr. Şejıreler jinağy. Jalpy redaksiasyn basqarğan M. Magauin. Almaty: Kazakstan. 1997. 128 р. (in Kazakh)
Qazaq Sovet Ensiklopediasy. 4–tom. 4–tom. Almaty: General editorial office of the Kazakh Soviet Encyclopedia. 1974. 670 р. (in Kazakh)
Qazaqstan tarihy (köne zamannan bügınge deiın). Bes tomdyq. 2–tom. 2–tom. Almaty: «Atamura», 2010. 640 р. (in Kazakh)
Kozhabekovich Bayuzak Albani. Tarihi tanym: ejelgı halyqtar, taipalar, rular, jer jūtqan qalalar. Almaty: Atatek, 1994. 400 р. (in Kazakh)
Kozybaev M. Ğūmyrnama janryn zertteu mäselelerı. Қазақ тарихы. 1997. No.4, рр.37–43. (in Kazakh)
Kozybaev M. Şyğarmalar. 3–tom. Almaty: "Kazakh encyclopedia". 2013. 328 р. (in Kazakh)
Madeni-filosofiyalyk enciklopediyalyk sozdіk. Qūrast. T. Ğabitov, A. Qūlsarieva jäne t.b. Almaty: Raritet. 320 р. (in Kazakh)
Magauin М. Qazaq tarihynyñ älıppesı. Derektı tolğam. Almaty: «Kazakstan». 1995. 208 р. (in Kazakh)
Sabitov Zh. Geneology of the Jochids in the 13th-18th centuries. Astana. 2008. 220 р. (in Russian)

Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Ж. Қалиев, С. Дүйсен

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.